Главная - Вино - Испанское вино

Давид Фейхоо об испанском салоне, виноделие и насущном

Перед Салоном испанских вин в Москве мы поговорили с Давидом Фейхоо, начальником отдела торгово-экономического офиса посольства Испании, о виноделии и перспективах, узнали, почему в прошлом году испанские виноделы проигнорировали российские столицы и уехали за Урал, есть ли будущее у Хереса и почему Кава стоит дешевле шампанского.

Давид Фейхоо
Давид Фейхоо

- Давид, расскажите о перспективах испанских вин на российском рынке?

Я сам регулярно пью вино с друзьями или за ужином, необязательно испанское, более того, я очень критично отношусь к испанским винам из супермаркета за 300 рублей.
Меня радует, что у российских потребителей растет интерес к нашим винам, в этом большая заслуга импортеров.
После девальвации рубля испанские вина увеличили свою долю на российском рынке, благодаря хорошему соотношению цены и качества. Известно, что испанские виноделы продают свои вина с маржинальностью 5-10%, в отличие от французов и итальянцев, у которых предельный доход не меньше 30%. Между нашими виноделами существует конкуренция, любой импортер знает, что при желании всегда найдет вино за одно евро, кто-нибудь обязательно уступит.
Я очень восхищаюсь итальянцами, которые являются гениями маркетинга. Они никогда не снижают цены, просто меняют историю, делая продукт более привлекательным, что позволяет продавать товары дороже и больше зарабатывать, вкладывая прибыль в продвижение. Но эта история не про испанцев. Из-за низкой маржинальности они редко презентуют свои вина в хороших ресторанах, что в итоге пагубно сказывается на имидже испанских вин. В Испании считается хорошим показателем 5% годовой прибыли. Сейчас ситуация меняется, в винных картах ресторанов и на полках супермаркетов появляются вина из малоизвестных широкой публике испанских винодельческих зон, такие как Берсо или Калатаюд. На прошлой неделе я купил молодую гарначу за 700 рублей из Калатаюд, это маленький винодельческий регион, вино оказалось прекрасным вином, выполненном в южном стиле. Мои друзья часто говорят, что самым разумным выбором становится покупка именно испанского вина.

- Кто является основным конкурентом Испании на российском рынке?

Испания конкурирует со всеми странами, включая российские вина. Главным конкурентом мы считаем Италию. Франция занимает нишу вин премиум-класса, в средней ценовой категории у нее не очень прочные позиции.
Но я думаю, что мы сами себе являемся главным конкурентом.

- Каковы сильные стороны испанского виноделия?

Сильной стороной испанского виноделия считается хорошее соотношение цены и качества. Так как испанцы не вкладывают в маркетинг, то и не добавляют эти расходы в себестоимость продукта. Зачастую бывает, что на бутылки с хорошими винами наклеены ужасные этикетки. Начинаешь виноделу об этом говорить, а он отвечает, что если вино хорошее, этикетка может быть любая. Часто люди начинают познавать мир вина с Франции и Италии, но потом переходят к испанским винам, переплачивать в современном мире никто не хочет.

- Какие перспективные винодельческие зоны выделяются на сегодняшний день?

Растут продажи кавы, сейчас игристые вина стали модными у молодого поколения, в качестве альтернативы пива. Стали интересны вина севера Испании. Вкусы людей меняются, они устали от мощных и танинных вин, с большим содержанием алкоголя и возвращаются к элегантным, стильным винам. Виноделы из северных регионов как раз предлагают такие вина. Это Берсо, Галисия, Риоха. Я считаю перспективным считаю гарначу из Сарагосы. У Ла Манчи тоже есть потенциал, но ей нужно для начала перестать экспортировать вина по триста рублей.

- Почему цены на Каву значительно ниже чем на игристые из других стран?

Виноград в Каталонии стоит в десять раз меньше, чем в Шампани. Каталония является раем для виноградарства. Можно сказать, что виноград здесь сам растет. Если в Испании килограмм винограда стоит евро, то в Шампани десять, потому что условия для выращивания винограда намного сложнее. Кава всегда миллезимная, в отличие от большинства шампанских. Каву часто выпускают в продажу молодой, следовательно, средства не замораживаются, что опять положительно сказывается на ценообразовании.

- Если будущее у хереса или только история?

Херес можно считать одновременно историей и будущим. Херес – сокровище, то, что осталось у нас от прошлого. Я сам преподаватель по хересным винам, всегда говорю своим студентам, что херес – классика в мире вина, как книга, которую уже никто не читает, но она должна быть в каждой серьезной библиотеке - как «Одиссея», «Дон Кихот» и «Божественная комедия». В винной карте каждого хорошего ресторана должны присутствовать хересные вина. У хереса всегда будут свои почитатели, но это нишевый напиток.
В Хересе всего 8000 гектаров под виноградниками, это крошечная зона, и я надеюсь, что никогда не случится бума, иначе вин на всех не хватит и, следовательно, цены взлетят до небес. Производство хереса дорогостоящий процесс, из-за длительной выдержки происходит замораживание средств на большой период.
Стратегия регулирующего совета заключается сфокусироваться на легендарной истории Хереса, на отменном качестве вин и их эксклюзивности, а также на продажах старых винтажей через аукционы.
Самые крупные производители хересных вин сейчас стараются инвестировать средства в другие винодельческие проекты за пределами зоны. Это позволяет сохранить уникальное производство хереса, жемчужины в короне их винодельческой империи. Исторически производство хереса, наравне с производством портвейном и шампанскими винами, было одним из самых экономически успешных проектов.
Портвейны пока держатся за счет винтажных образцов, что нельзя сказать о хересе. Регулирующий совет пытается урегулировать вопрос с винтажными хересными винами, которые сейчас нельзя производить по закону.



- Расскажите о предстоящем Салоне испанских вин.

Мы проводим наш Салон уже двенадцатый раз, он рассчитан только для профессионалов винного рынка. К сожалению, у всех московских мероприятий, связанных с алкоголем, есть один недостаток - много людей, которые любят хорошие вина, хотят попасть на них и это сильно мешает импортерам и дистрибьюторам, участвующим в выставках. Мое мнение разделяют коллеги из Франции, Италии, Австрии, которые также организуют подобные мероприятия. Я лично просматриваю каждую сомнительную заявку на посещение Салона.
Первый Салон прошел в Москве в 2005 году, в гостинице Метрополь. За это время прошла некая эволюция нашей выставки. Сначала в Москву приезжали представители винодельческих хозяйств, производители гастрономии и оливково масла, которые хотели выйти на российский рынок и найти здесь партнеров.
Но импортеры продуктов игнорировали эти события, сейчас участниками являются исключительно винодельни и компании, которые продают испанские вина в России. Следующим этапом нашей эволюции стало разделение Салона на две различные выставки: весеннюю, где собираются компании, которые ищут для себя импортера, и Большой Осенний Салон, на котором будут представлены вина, уже присутствующие на полках российских магазинов. Такое разделение позволяет привлечь на каждое мероприятие заинтересованную публику. Для испанских виноделов приезд в Москву является важным шагом для продвижения своих вин на российском рынке.

- По каким критериям выбираются города, в которых планируются проведение Большого Салона?

Раньше Салон всегда проходил в Москве и Санкт-Петербурге. Но я устал от огромного количества людей, поэтому в прошлом году было принято решение провести наше мероприятие на Урале и в Сибири. Всем участникам понравился Екатеринбург, а с выбором Новосибирска возникли разногласия, некоторые предлагали Красноярск.
В этом году планируем организовать Салон в Ростове-на-Дону, где много винных ресторанов. Надеюсь, испанские виноделы оценят по достоинству мой выбор. Сегодня принято решение проводить выставку в Москве ежегодно, а в Санкт-Петербурге раз в два-три года.

- Как выбираются темы для мастер-классов, которые проходят во время Большого Салона?

Участники Салона в праве сами выбрать тему мастер-класса. Желающих их провести много. Винотерра и Симпл всегда готовы предоставить свои вина для мастер-классов. Это хорошая реклама ассортимента для импортера. Но в этом году я предложил провести такой семинар другим участникам винного рынка. Про Pago расскажет представитель винного дома Альянта, мне кажется, это интересная тема. Новый импортер Grape презентует свой испанский портфель. А также будет семинар по винам Риохи, точнее, Риохи Алавес, в этом регионе сложилась не простая ситуация, попробуем в ней разобраться. Чтобы стать участников мастер-классов, нужно подойти к их началу.

Автор: Павел Попков

Читайте также

Дегустация вин Vega Sicilia от DP-Trade
14 июля 2016 года в отеле Inter Continental Moscow прошла грандиозная дегустация вин от культового испанского хозяйства Vega Sicilia.
Одна из самых старейших виноделен Испании была основана в 1848 году в регионе Рибера-дель-Дуэро баскским земледельцем Торибио Леканда. Несколько лет спустя его сын Элой приобрел в Бордо лозы каберне совиньона, мальбека, мерло и пино нуара, высадив их там, где раньше виноград никогда не рос.
Таким образом, Элой стал ключевой фигурой не только Vega Sicilia, но и всего региона Рибера-дель-Дуэро.