А вы знаете, что такое «Живая Лекция»?

На тот момент, когда я пересекала заснеженные Сокольники, направляясь к месту проведения первого для меня мероприятия такого рода, я слабо представляла, какие впечатления меня там ожидают.
А оказалось всё вот как.
Живая Лекция – это уникальный формат в России, авторская разработка творческого объединения «Артель», которая пока не имеет аналогов. В ней сочетаются театр, кино, искусство, история… Это и лекция, и игра актёра, и фрагменты кинолент, и сюжеты, и картины, и фотографии, и огромное поле для размышлений. Ведущие обращаются к зрителям, задействуя их слух, зрение, эмоции, ощущения, так что назвать Живую Лекцию лекцией в привычном понимании этого слова сложно.
Итак, уютно расположившись в кафе за чашкой волшебного горячего напитка (как это сделала я) или заказав горячий ужин (как это делали многие другие гости), мы ждали путешествия в средневековую Испанию конца XVIII века с проводником в лице придворного художника Франсиско Гойи.

Живая лекция

Он вышел к нам лично в образе мрачного, полного внутренних противоречий человека, который сильно переживал за свою страну, за свой народ. Лидер Артели актёр театра и кино Никита Грибанов на время перевоплотился в Гойю – просто силой слова и музыки. Этот жанр в театре называется «зримое слово». Сложный, не сильно популярный. Ведь здесь актёр один на один остаётся со своим зрителем, без грима и спецэффектов. Создаёт говорящий живой образ, который позволяет глубже понять суть персонажа с его внутренним миром, его мыслями, желаниями и болью.
И это было только началом нашего путешествия во времени! Сразу два лектора-искусствоведа Зарина Асфари и Мария Рыченко ещё 1,5 часа показывали, как создаётся офорт, рассказывали, чем жила Испания во времена Гойи, в чём разница между барокко и романтизмом, почему Гойя – отец импрессионизма, за что его так любили сюрреалисты, чем он не угодил Святой Инквизиции… И всё это – в мягком полумраке арт-кафе «Море Внутри», в сопровождении музыки, которая лилась будто из того самого испанского средневековья, увлекая и нас за собой.

Живая лекция

Несколько фактов из жизни Гойи

Рисовал ночами

Гойя был чуть ли не единственным художником своего времени, который работал по ночам. Поскольку до электрического освещения было ещё далеко, писать картины было принято при дневном свете. Гойя же надевал широкополую шляпу, на которой крепил ленту со свечами, и писал свои мрачные, тревожные шедевры. Именно свечи давали тот самый фантастически нервный, напряжённый, постоянно прыгающий свет, которым Гойя известен сегодня.

Придворные портреты

Придворные портреты в те времена писались так. Для семейных портретов вместо детей «позировали» фарфоровые куколки: во-первых, ребёнок не высидит несколько часов неподвижно, а во-вторых, он ведь может испачкать мамино платье! Более того, чтобы не отнимать время у господ заказчиков, художник сначала рисовал платье, причёску и только потом вписывал в эту красивую рамочку лицо. История с разоблачениями: конные портреты тоже писались не верхом на коне. «Модель» восседала на деревянной конструкции, а лошадь часто вообще писали другие художники – анималисты.

Маха обнажённая

Маха – это ведь отнюдь не имя. Махами называли девушек из испанских социальных низов, весёлых, легкомысленных, жадных до музыки и любви. Мужской вариант – махо – известен нам сейчас как «мачо». Произношение слегка модифицировалось со временем, но суть осталась прежней: внутренняя сила, темперамент, страсть. Картина «Маха Обнажённая» Гойи произвела революцию в искусстве, причём не одну. Дело было не в позе и в выражении лица, а в том, что в те времена простых женщин без одежды рисовать было не принято. Если обнажённая, значит, богиня. Но не в случае с Махой! Она вдохновила Эдуарда Мане на создание скандальной «Олимпии», ей же посвятили первую серию почтовых марок в стиле ню.

Факты можно перечислять бесконечно, но главное не это, а то, что лекция по-настоящему живая. На протяжении всего времени «Артель» создавала перед нашими глазами образ художника, раскрывала для нас его мысли, его внутренний мир, – через цитаты из его писем, его картины, рисунки и офорты. Каждый присутствующий мог пропустить через себя новую информацию, принять яркий эмоциональный опыт – и уйти с Живой Лекции, полным открытий, выводов и откровений как о творце Франсиско Гойе, та и о самом себе.

Автор: Ольга Бабицкая