Интурист: 90 лет — это только начало!

В этом году «Интурист» отмечает юбилей. Они единственные на туристическом рынке, кто имеет почти вековую историю. Директор по связям с общественностью ООО «Туроператор Интурист» Дарья Домостороева рассказывает о приоритетных направлениях, и делится впечатлениями после своего визита в Болгарию.

Дарья Домостороева

— Что значит для вашей компании 90-летие?

— Туроператор «Интурист» входит в международную группу Thomas Cook Group, и наш старший брат успешно представлен на туристическом рынке уже более 145 лет. 90 лет — это никакой не рубеж, а просто очередной этап к более успешному процветанию компании. Мы гордимся, что в нашей стране «Интурист» является не только первым туристическим брендом, но и остается ведущим туроператором. Мы до сих пор безоговорочные лидеры по въездному туризму, но при этом ведется активное развитие других направлений, в том числе внутреннего и выездного. Но с другой стороны, это большая ответственность для всех сотрудников, и никогда не получится «выезжать» только на имени. Чтобы было динамичное и поступательное развитие, нужно постоянно работать. Для меня лично 90-летие это дань уважение к компании, в которой я работаю, но одновременно и осознание того, что необходимо расти дальше.

Интурист

— «Интурист» знает, что нужно российскому туристу?

— Массовый медийный продукт создал ошибочный образ «руссо туристо» — невежественного существа, который только и может беспробудно пить и тоннами поглощать еду в отелях, работающих по системе all inclusive. Русский турист очень любознательный и культурный, он ориентирован на открытие новых дестинаций и новых впечатлений. Нашу нацию, несмотря на международный климат, продолжают уважать в мире, прежде всего за естественное любопытство и искренний интерес к познанию великих культур.

— На какую аудиторию ориентирован «Интурист»?

— Мы туроператор, ориентированный на массовый рынок, и нашими ключевыми потребителями считаются семейные люди, и возрастом от тридцати лет до пятидесяти лет. Конечно, мы работаем и с молодежной аудиторией, и со старшим поколением, но нашим ядром остаются семьи с детьми, которые хотят поехать на отдых как на отечественные курорты в Сочи и Крым, так и в другие страны, но в любом случае, нацеленные, прежде всего, на пляжный отдых. Кроме того, наша компания предлагает экскурсионные туры, которые предполагают насыщенную культурно-познавательную программу, а также горнолыжный отдых как на российских, так и на зарубежных курортах.

— Можно ли сказать, что «Интурист» формирует рынок?

— Безусловно, во въездном и внутреннем туризме мы формируем рынок, а в выездном туризме из-за высокой конкуренции по некоторым направлением мы принимаем правила, установленными другими игроками. Но есть дестинации, где мы главные. В основном это экзотические страны, вроде Кении, Гамбии или Австралии. В последнее время очень хорошо развивается японское направление. Понятно, что в каждую удаленную экзотическую страну мы отправляем менее тысячи туристов в год. И сравнивать этот турпоток с Турцией, куда ежегодно приезжают миллионы россиян, сложно.

— «Интурист» активно работает на рынке Болгарии, тебе недавно удалось посетить страну. Расскажи о своих впечатлениях?

— Находясь в Болгарии, чувствуется, что когда-то это была «16 советская республика». Но такой эффект создается в силу своей исторической памяти. Я детство провела в Санкт-Петербурге, рядом с нашим домом находился магазин «Болгарская роза», на Старо-Невском проспекте. У моих родителей было много друзей и коллег из Болгарии, которые часто гостили у нас. Советско-болгарская дружба велась на народном уровне, она была искренней и домашней. Сейчас экономическая ситуация изменилась, Болгария является членом Евросоюза, и для продвижения страны на внешних рынках нужно показывать ее новые возможности. Мы видим, что Болгария интересна не только для пляжного отдыха, но здесь есть все условия для винных путешествий и сельского туризма.
В новейшей истории у Болгарии и России не было никаких конфликтов, но ощущалось определенное безразличие. В последние годы ситуация понемногу меняется, и сейчас уровень взаимоотношений находится на достаточно высоком уровне. Например, в прошлом году «Интурист» выступил спонсором гастролей в Большом театре Софийской национальной оперы, которые стали первыми за 34 года! Получается, что почти 40 лет на уровне ведущих театральных площадок не было никаких контактов.

RIU Helios 4*

— Что нужно сделать, чтобы увеличился поток российских туристов в Болгарию?

— По оценкам экспертов нашей компании, в последнее десятилетие болгарский турбизнес становится все более ориентированным на Европу, с ее крупнейшими рынками выездного туризма — немецким и британским. А на российском рынке действовала по старинке, пытаясь «выехать» на исторической памяти: в советский период мы все стремились сюда попасть, потому что для многих советских граждан отдых в Болгарии был заветной мечтой. Пик популярности конца 1990-х начала 2000-х гг. обуславливался дешевым отдыхом и отсутствием языкового барьера. Но с вхождением Болгарии в Евросоюз появились визовые формальности, что сказывается на турпотоке. К сожалению, на фоне сильной конкуренции с другими направлениями происходит ежегодное снижение русских туристов. В прошлом году Болгария приняла 9,2 миллиона иностранных туристов, но из России только 560 тысяч. Хочется отметить очень хорошую работу консульских служб в Москве и Санкт-Петербурге, нет никаких трудностей с получением болгарской визы. Но при покупке тура появляются дополнительные расходы, которые для семьи из 4-х человек могут достигать 220 евро. К минусам добавляется время на получение визы, к сожалению, количество визовых центров ограничено. Но при этом, не требуется сдавать «биометрию», а также можно использовать действующую шенгенскую визу.
Болгария видит своим главным конкурентом Турцию, но на российском рынке, как мне кажется, их основные соперники – это наши наши отечественные черноморские курорты — Сочи и Крым. Если в Турцию в прошлом году выезжали чуть более 6 миллионов россиян, то только отдых на пляжах Краснодарского края выбрали 10 миллионов наших граждан. Болгарии стоит сосредоточиться на продвижении себя как альтернативе нашему домашнему направлению. В отличие от средиземноморского климата в Турции, болгарская природа идентична пейзажам юга России, у нас похожие языки, недалеко лететь, привычная еда и прекрасное чистое море. А слоганом продвижение направления на российском рынке могут стать слова: «Хочешь отдыхать дома, лети в Болгарию». Причем сервис здесь уже соответствует высоким европейским стандартам. В этом заключается главное конкурентное преимущество Болгарии, которое до конца не раскрыто. При этом Болгарии не стоит сопоставлять себя с другими европейскими курортами — итальянскими, черногорскими или хорватскими. Балканской стране для продвижения на российском рынке нужно сравнивать себя с Сочи и Крымом, и использовать аналогичные методы и инструменты, которыми пользуются российские курорты. Это мое личное мнение, основанное на том, что я увидела во время поездки. Конечно, Болгарии будет не просто работать в этом направлении, потому что информационный фон способствует продвижению отдыха на внутренних рынках и это, очевидно, естественный и правильный подход. Болгария должна рассказывать, что цены в сезон сопоставимы с отдыхом в Сочи, на сервис намного выше. В сознании массового туриста еще с советских времен осталось ощущения отдыха в Болгарии как варианта бюджетного направления. К сожалению, экономические реалии совершенно другие. Фактически, сейчас в продвижении Болгарии на российском рынке вкладываются только крупные туристические компании, как российские, так и болгарские. Например, «Интурист» вместе со своими болгарскими партнерами организовали несколько информационных туров. Болгарии придется смириться с тем, что за российского туриста теперь нужно бороться ровно так же, как за немецких или британских путешественников, и в российский рынок нужно вкладывать средства, в том числе путем субсидирования дешевой авиаперевозки. За наших туристов борются Турция, Испания, Италия, Греция, Израиль – эти страны вкладывают в российский рынок большие деньги, организуя культурные мероприятия и работая с лидерами мнений.

Дарья Домостороева

— Какой приблизительный портрет российского туриста, отправляющегося в Болгарию?

— Это будет семейный турист, преимущественно с маленькими детьми, который едет в среднем на 10 ночей, готовый потратить на отпуск не более 50 000 рублей на человека. Скорее всего, его выбор остановится на отеле 3*-4*, или вообще, на апартаментах. В любом случае, будет бюджетное размещение, включающее завтраки или завтраки и ужины.

Дарья Домостороева

— В каких случаях среднестатистический турист готов тратить больше?

— Дополнительные расходы возможны только в рамках интересных экскурсионных программ. Сейчас «Интурист» со своими болгарскими партнерами предлагает несколько туров. Но многое зависит от контингента, который приехал в страну. Например, поездка в Велико Тырново со стороны Солнечного Берега достаточно долгая, она занимает более 3-х часов. Поэтому такие экскурсии возможны для туристов, не обремененными совсем маленькими детьми, и бабушки с грудничками сюда не поедут. Болгарии необходимо развитие новых культурно-познавательных маршрутов, совмещенных с пляжным отдыхом: появление в портфелях туроператоров комбинированных туров, когда сначала лежишь на пляже, а второю часть отпуска посвящаешь посещению исторических мест, позволит привлечь новую аудиторию. Но в любом случае, главным мотивом прилета в Болгарию остается пляжный отдых. Точно так же, как и поездка в Грецию – все любят мифы древней Эллады, но выбирают страну не ради истории, а из-за моря и пляжей. На выбор россиян влияет географические особенности нашей большой страны, потому что летом все стремятся вывести детей и себя на море. Главным отличием европейских туристов от наших граждан считается, что первым достаточно просто расположится рядом с бассейном. А для россиян принципиальным фактором является, чтобы курорт находился на побережье, море было теплым, и с удобным заходом в воду.

— Какие вы видите перспективы для развития детского туризма в Болгарии?

— Раньше в Болгарию отправлялись многочисленные детские группы для организации спортивных сборов, а также работали лагеря, куда могли приехать все желающие. К сожалению, это направление находится в глубокой стагнации, и сейчас детские группы едут в Анапу во многом благодаря национальным приоритетам и строительству тренировочных баз внутри страны. Сейчас отсутствуют международные социальные программы по стимулированию детского туризма. Чтобы изменить негативные тенденции, нужна совместная работа Болгарии и Российской Федерации по развитию детского туризма.

Автор: Павел Попков