Арт

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза в России

Японию можно назвать уникальной страной, о которой я, к сожалению, слишком мало знаю. Возможно, дело в территориальной удаленности, в другой культуре или ином образе жизни. Для меня Япония созвучна с фильмами про самураев, японской кухней и высокотехнологичными автомобилями.

2018 год объявлен годом Японии в России, что позволяет нам познакомиться ближе с этой страной, не пересекая тысячи километров.

В рамках программы, которая официально началась 26 мая 2018 года, запланировано более 300 различных мероприятий по всей стране. Так в августе на Центральном московском ипподроме прошли выступления японских лучников ябусамэ.

Одним из важных событий стали гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза, которые стартовали 9 сентября в Москве.

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза в России

Кабуки

Слово «кабуки» в своем оригинальном написании состоит из трех иероглифов и обозначает «песня, танец и мастерство». Таким образом, оно объединяет в единое целое музыку, танец и драму на сцене.

Жанр кабуки сложился еще в XVII веке. В его основу легли народные песни и танцы. Считается, что начало жанру положила Окуни, которая исполняла ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото, а также на улицах города. За 400 лет своей истории кабуки претерпел много изменений, но и по сей день остается великим театральным искусством Японии.

Элементы кабуки

В настоящее время театр кабуки состоит из трех типов постановки:

«исторические» пьесы - Дзидай-моно
«простонародные» - Сэва-моно
танцевально-драматические пьесы – Сёсагото

Особенностью кабуки является «язык поз», благодаря которому актер театра представляет своего персонажа и грим кэсё, дающий необходимую стилистику.



«Макияж» кабуки

В качестве белой основы используется рисовая пудра. В театре кабуки применяют специфический метод грима, называемый кумадори, что переводится с японского как «нанесение полос на лицо». Такой «макияж» усиливает черты лица актера с тем, чтобы создать на нем сверхъестественное существо или маску животного.
Для мужского грима характерно наличие цветных линий на лице, несущих особый смысл. Женский макияж похож на европейский, только немного утрирован.
В кумадори красный оттенок символизирует справедливость, смелость и сверхчеловеческие силы, фиолетово-синий означает страх, трепет и скрытую злобу. Кроме этого есть специальные расцветки для отображения животных.
В истории кабуки были случаи, когда актеры наносили грим на глаза и язык, и это часто приводило к гибели от отравления свинцом, входящим в состав краски.

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза в России

Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза

Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза считается одной из самых известных трупп кабуки в Японии. Она выезжает за пределы страны крайне редко. Первые зарубежные гастроли театра состоялись в 1928 году в Советском Союзе. Нынешний визит в нашу страну стал пятым за 90-летний период.
Театр приехал с двумя постановками: «Кэйсэй Хайгонко» и «Ёсинояма», которые проходят на сцене театра им. Моссовета с 9 по 15 сентября. В Санкт-Петербурге гастроли труппы запланированы на 19-22 сентября 2018 года.

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза в России

«Кэйсэй Хайгонко»

Спектакль «Кэйсэй Хайгонко» поставлен по мотивам пьесы Тикамацу Мондзаэмона, несущего славу «японского Шекспира». Считается, что премьера состоялась в городе Осаке в театре Такэмото в 1708 году. Это трилогия, в которой для зрителя приоткрывается мир живописцев. В сюжете присутствуют сверхъестественные моменты, которые переживают герои, например, рисунок, проявившийся на камне. Здесь можно увидеть на контрасте противоположность характеров супружеской пары - стеснительный, заикающийся мужчина и смелая, решительная женщина. В отношениях между ними чувствуется глубокая любовь и преданность.

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза в России

«Ёсинояма»

«Ёсинояма» имеет яркий сюжет, который является одним из главных произведений репертуара кабуки, в нем исполняется традиционный танец «митиюки моно». В спектакле изображается путешествие как «процесс перемещения в пункт назначения». Это известный танец, в котором на фоне деревьев цветущей яркими цветами сакуры показана знаменитая дорога в горах Ёсино. В движениях передается не только радостное настроение, но и меланхолические нотки. Здесь танец является символом единения с любимыми. На сцене выступает выдающийся актер кабуки и основатель труппы Накамура Гандзиро IV.

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза в России

Спектакли кабуки нельзя соизмерить с нашими театральными постановками. В них нет нынешней современности, а сюжет не играет важной роли. Зритель наслаждается театральным мастерством актеров, внимательно следит за пластикой движений, ритмичной музыкой и своеобразным пением, любуется красками декораций, макияжем и нарядами героев. Искусство Японии уникально. Чтобы прикоснуться к нему, нужно раскрыть свое сердце новому и незнакомому, принимать его как есть и ни с чем не сравнивать.

12/09/2018

Автор: Ольга Бабицкая