Главная - Общество

Директор круиза, или кто отвечает за комфортный отдых туристов

На причале Северного речного вокзала всех туристов встречает высокая девушка в фирменным кителе с тремя нашивками на рукаве. Елена Болотнова, директор круиза теплохода «Княжна Виктория», является лицом компании в глазах туристов, всегда бодрая, энергичная, отзывчивая на любую просьбу и пожелание пассажира.
Об особенностях и сложностях профессии рассказывает Елена Болотнова.

Елена Болотнова

- Какова роль директора круиза?

Среди директоров круизов компании «Мостурфлот» нет случайных людей. Они считаются основой успешной навигации (после капитанов, конечно), и остаются на этой должности длительный период. Часто туристы покупают путевки, ориентируясь не только на маршрут, но и на директора круиза и турбригаду, потому что мы в первую очередь взаимодействуем с людьми.
Круизы в основном одинаковые, а вот отношение к гостям и обстановка на судне различаются. Получается, выбирают не только маршрут и сервис, но и директора круиза, который будет с пассажирами на протяжении всего рейса.

- Как вы пришли в профессию?

Сейчас идет моя девятая навигация. До прихода в «Мостурфлот» я не сталкивалась с круизами, потому что в моем родном Екатеринбурге, к сожалению, нет судоходных рек. После окончания педагогического института и режиссерского факультета в СПБГУКИ, «Мостурфлот» пригласил меня работать ведущей развлекательных программ. А уже через два года в компании переименовали теплоход «Николай Славянов» в «Сергей Образцов», и тут пригодилось мое режиссерское образование. «Теплоход-театр» начал путешествие под моим руководством. Опыт оказался удачным, руководство оценило мою работу, и мне предложили перейти работать на большой корабль, таким образом, я долгое время возглавляла теплоход «Николай Карамзин». Сегодня мы воспитали замену - замечательного директора круиза Никиту Егорова, и он полностью справляется со своими обязанностями. А я занимаюсь тем, чтобы все директора круизов и турбригады успешно работали на всех теплоходах. А также выступаю в качестве директора, когда теплоход «Княжна Виктория» обслуживает российских туристов.

- Какие задачи закреплены за директором круиза?

На плечах директоров круиза лежит взаимодействие с капитаном и директором ресторана (ведь на борту важен союз 3х сторон), осуществление экскурсионной программы в городах, поддержание постоянной связи с берегом, и самое главное составление и контроль программы дня на борту. По данному документу живут все – гости и члены экипажа теплохода.
Он возглавляет туристическую бригаду, которая создает для туристов «сказку на воде», воплощая мечты в реальность.
Благодаря мероприятиям на борту, которые в большом ассортименте проводятся каждый день, гости забывают о своих бытовых проблемах и переключаются на отдых. Директор круиза обязан создать атмосферу внутри коллектива – турбригады, что бы они впоследствии, смогли создать «сказку» для гостей.
Многие люди, впервые попавшие в круиз, не верят, что все заявленное в аннотации круиза обязательно исполнится. Но с первых минут они погружаются в атмосферу расслабленности, от них только требуется отдыхать, а все остальное за них делает туристическая бригада.

Елена Болотнова

- С какими сложностями сталкиваются директора круизов?

Сложностей всегда хватает - погодное ненастье или теплоход может куда-то не зайти, потому что опустилась вода. Поэтому директор круиза и турбригада должны быть готовы к любой трудности. Работа состоит из массы мелочей… например, бортовые карточки...
Даже при скрупулезном отношении к бортовым карточкам случается, что люди остаются после экскурсии в городе, а это считается самым страшным проступком.
Помню, был такой случай – все карточки на борту, корабль отчаливает, а через семь минут диспетчер сообщает, что на причале находится туристка с нашего теплохода. Снова пришвартоваться является серьезным нарушением, потому что из-за прохождения шлюзов время движение корабля строго регламентировано, и потраченные впустую полчаса ведут к изменению расписания всего круиза. Мы звоним в каюту, где предположительно должна проживать опоздавшая дама, а ее муж говорит, что все на месте, а его вторая половина сейчас находится в душе. В итоге выяснилось, что у его жены что-то случилось с часами, а в этот момент из крана лилась вода, и мужчина решил, что она там. Как просчитать такую ситуацию? В итоге мы причалили и забрали пассажирку на борт.
Другой случай произошел с нашими постоянными туристами. Бортовые карточки были на месте, а пассажиры отсутствовали. Горничные сказали, что в одной из кают не ночевали. Мы начались поиски наших гостей, оборвали все телефоны, но ничего не обнаружили. Швартуемся в следующем городе, и к нам приходят наши потеряшки! Оказывается, они решили какой-то участок проехать с друзьями на машине, при этом умудрились оставить телефоны в каюте! А мы уже хотели сообщать о ЧП в полицию.

- Как вы формируете свою команду?

Найти сотрудников на борт теплохода считается сложной задачей. К сожалению, нет ВУЗов по подготовке сотрудников в турбригады, поэтому мы учим их сами.
Молодежь готова уйти в плавание на полгода, но с возрастом хочется стабильности, а компания может гарантировать трудоустройство лишь на сезон. Плюс сложнее оставить семью на достаточно продолжительный срок. Получается, либо человек влюбляется в реку на всю жизнь, либо он на следующую навигацию больше не подписывается.

- Расскажите о своих коллегах?

Одним из директоров круизов в «Мостурфлоте» является Вячеслав Викторович Хасиков, которого многие его знают, про таких людей говорят «человек-пароход». В прошлом году он смог наладить работу на новом и очень важном для компании направление – лоукостере «Княжне Анастасии». В этом году он снова перешел на любимый теплоход «Михаил Булгаков».
Легендарная Елена Николаевна Смирнова очень давно работает директором на «Крылове», она является душой теплохода, вокруг нее собирается интеллигенция речных круизов. Я как раз начинала свой путь рядом с ней, и наблюдала невероятную картину, когда люди сообща слушают оперу или читают вслух стихи. Все это происходит благодаря Елене Николаевне, которая создает особенную атмосферу на борту.

- Случаются ли пропажи ценных вещей во время круиза?

Потерянная на борту вещь обязательно находится, потому что случайных туристов очень мало. Круиз считается определенным видом отдыха, 70% гостей возвращаются, 30% пассажиропотока приходится на новичков, и целевую аудиторию в основном составляет так называемая интеллигенция. Членам экипажа запрещено появляться в туристической зоне, а все карточки именные, и если горничная вошла в каюту, ее передвижение отслеживается. Камеры видеонаблюдения находятся во всех коридорах. И если что-то произойдет, мы сразу поднимаем все видеозаписи, и проводим расследование.



- Вам часто приходится сталкиваться на борту с пьяными компаниями?

В основном «пьяные рейсы» бывают во время коротких путешествий, так называемых круизов выходного дня. В продолжительных турах редко встретишь людей, которым ничего, кроме «стакана», не интересно. Конечно, бывают пассажиры, решившие устроить себе релакс, постоянно расслабляясь в баре. Бывают, что люди спорят, может ли кто-то прыгнуть с борта во время движения теплохода в воду. С такими пассажирами мы сразу прощаемся на ближайшем причале.

- Существуют ли ритуалы у речников?

Я немного суеверна, и есть несколько ритуалов, которым я всегда следую. Например, уходя из какого-то города, обязательно прощаюсь с ним - выходя на палубу, машу ему рукой. Мне кажется, в этот момент я убеждаюсь, что никто не опоздал, и никто не бежит по пристани за теплоходом. Это меня успокаивает.
Одной из традиций является вечерняя планерка, на которой мы оцениваем прошедший день и обсуждаем насущные проблемы следующего.
А также мы никогда не произносим слово «последний», говоря «крайним». «Последнего» вообще не существует на корабле, ни при каких обстоятельствах.

Елена Болотнова

- Как часто вам приходится носить официальную форму?

Китель является парадной формой, повседневная одежда выполнена в более спортивном стиле. Но отправление и прибытие теплохода, дни рождения, торжественные встречи предполагает парадную форму. Это является традицией «Мостурфлота». В компании директора круиза имеют на рукаве три полосы, но это не обозначает, что мы подменяем капитанов теплоходов.
Все-таки капитан – это главный человек на борту, а мы его помощники – Директор круиза и Директор ресторана.

Авторы: Анна&Павел